К сожалению, Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, установите один из предложенных веб-браузеров

Кинотеатры после карантина: что нас ждет

На примере того, как Вторая мировая война и забастовка сценаристов-2007 повлияли на Голливуд, уже можно сделать кое-какие выводы, что нас ждет. Если коротко — все плохо, но не очень. Естественно, зрелища даже не в топовой десятке приоритетов, когда речь идет о выживании и восстановлении экономики, но есть шанс, что мы все будем сидеть дома по отдельности еще очень долго — и вот тут-то начинаются проблемы первого мира.


Представьте, как где-то под Лондоном, на территории киностудии Leavesden Studios стоит новенький бэтмобиль, накрытый брезентом, пыльный, как дедушкин жигуль под яблоней в саду.


Мировой кинобизнес на паузе с марта, и для индустрии такого масштаба, работающей по четкому расписанию с критически важными дедлайнами, это — катастрофа. Допустим, два из трех кинотеатров переживут ковид, но вот будут ли идущие там фильмы такими же, как раньше — вопрос.


Количество и качество кино — полдела, вторая половина — жанровое разнообразие. Захотим ли мы после месяцев депрессивных новостей смотреть новый «Чернобыль» от HBO или очередную серию бесконечных «Ходячих Мертвецов»? Или жанр пост-апокалипсиса станет только популярнее? Зайдет ли новая история любви, когда все, о чем зритель будет думать — это несоблюдение главными героями дистанции в публичном месте? Станет ли эскапический сай-фай спасением для зрителя, который просто хочет отвлечься на два часа от реальности вокруг?

Самая большая машина по производству фильмов – Голливуд, и она успешно пережила Великую Депрессию, самый глубокий финансовый и социальный кризис в истории Америки. Остальные индустрии схлопнулись, количество суицидов подпрыгнуло, а люди ходили в кино чаще, чем раньше. Видимо, просто хотели отвлечься. Факт второй – фильмы, снятые в это время, вовсе не были низкосортной жвачкой для мозгов. Пошла волна социального реализма про гангстеров, преступников и выживание на улице. Более того, с экрана полился такой жесткач, что Голливуд ввел новую систему цензурирования — от греха подальше. Конечно, были и другие премьеры, но в 1937 одновременно с выходом новаторского диснеевского мультфильма «Белоснежка и семь гномов» в соседнем кинотеатре начали показывать чехословацкую драму про чуму во время диктатуры «Скелет на лошади». И люди на это ходили:



В конце сороковых атмосфера улучшилась не сильно: американская экономика была на взлете, но игнорировать то, что произошло с остальным миром, кино не могло. «Оскара» получали фильмы про войну, но новым популярным трендом стал нуар — атмосферное и мрачное криминальное кино с морально неоднозначными героями. Нуар повлиял даже на вестерны: теперь ковбои стали стрелять злодеям в спину и перестали быть такими одномерно-положительными. Другой тренд — научная фантастика, — развился на почве популяризации науки и космоса. У зрителей снова был выбор: продолжать плескаться в повестке дня или максимально от нее отвлечься.

Тот же самый паттерн можно проследить на протяжении всего двадцатого века: «Таксист» и «Крестный Отец» выходят одновременно с «Челюстями» и «Звездными Войнами», социальный комментарий и брутальный реализм против развлечения.


Про нового «Бэтмена»-2021 говорят, что он будет еще мрачнее и реалистичнее, чем раньше, хотя куда темнить после трилогии Нолана: разве что Бэтмен захочет составить компанию «Джокеру»-2019. Итак, что нас ждет после карантина? Два полярных жанра: супергерои и чернуха, как вариант — в одном флаконе.


Телесериалы только в последние десятилетия стали так же отражать тренды, как раньше кино: на смену ситкомам пришли серьезные драмы, шекспировские сюжеты и многотомные криминальные эпопеи. Самым большим стрессом, который тв-бизнес пережил, была забастовка сценаристов в 2007, из-за которой съемки застопорились на месяцы. Еще были скомканные концовки шоу «Во все тяжкие» и «Остаться в живых», и преждевременно оборванные менее популярные шоу, но сильнее всего по телеэкрану ударило годы спустя.

Реалити-шоу. Шоу, где не нужны сценаристы, кассовые актеры, работающие только с хорошими сценаристами, или вообще хоть что-то хорошее. Формат уже существовал какое-то время на тот момент, но в 2008 реалити-шоу тотально захлестнули эфир: «Американский Идол», «Большой Брат», все что угодно про ссорящихся на острове людей. То есть, последствия были чудовищны, как «Дом-2: Остров любви» и «Семейство Кардашьян».



Сейчас все немного иначе: если зритель больше не может ходить в любимый ресторан или летать на райские острова, ему не слишком захочется смотреть на то, как это делает Оля Рапунцель. Есть версия, что нас ждет волна макро-реалити шоу, снятых на вебкам. Грубо говоря, ютуб, TikTok и твитч придут на тв и останутся там, пока не появится что-то еще выгоднее для каналов. Затрат на производство — ноль, аудитория — миллионы:

@charlidamelio

♬ Break My Heart - Dua Lipa

А теперь — хорошая новость: благодаря трехмесячной забастовке у многих наконец появилось лишнее время. Так появились культовые сериалы «Шерлок» BBC, первый сезон «Ходячих» и «Черного Зеркала», «Родины» и даже «Игры Престолов»: золотое время тв, как мы сейчас понимаем.

Представьте, сколько писателей сейчас прокрастинируют на карантине — и сколькие наконец расчехлили блокноты с отложенными на потом идеями.

Что мы будем смотреть в двадцатых?

Если все пойдет хорошо, то — мрачные дистопические фэнтези, фантастику, еще более реалистичных супергероев и немного чернухи для любителей. Возможно, появится новое культовое тв-шоу, и есть вероятность, что оно выйдет в формате TikTok.

Худший сценарий? Реалити шоу, где люди ищут пару по вебкаму, готовят по вебкаму и строят дом по вебкаму.

В любом случае, скорее бы – на стриминговых сервисах уже кончается контент.

По теме