К сожалению, Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, установите один из предложенных веб-браузеров

История рэпа

История рэпа:

  1. Зарождение жанра
  2. Grandmaster Flash
  3. Революция Run-D.M.C.
  4. N.W.A. и расцвет гангста-рэпа
  5. Музыкальный гений Доктора Дре
  6. Мученик 2pac
  7. Взлёт Эминема
  8. Jay-Z: подъём на новый уровень
  9. Расцвет грайма за океаном
  10. Атлантская школа хип-хопа
  11. Скандальный, но гениальный Kanye West
  12. Пулитцеровская премия Кендрика Ламара
  13. История русского рэпа

История рэпа за сорок с небольшим лет вместила в себя столько важных для культуры событий, что кажется, будто этот жанр музыки существует гораздо дольше.

Зарождение жанра

Первый рэп-сингл появился спонтанно. Во время выступления коллектива The Chic в 1978 году в нью-йоркском Palladium на сцену выскочили трое молодых афроамериканцев, которые стали зачитывать текст поверх игравшего сета. Ребят услышала Сильвия Робинсон, владелица Sugar Hill Records, и пригласила музыкантов записать первый трек. 14-минутный Rapper`s Delight был сделан за день, а ребята стали называться The Sugarhill Gang.

Название будущему жанру дал Wonder Mike, один членов трио. В первом же куплете он зачитал: «Now, what you hear is not a test; I'm rapping to the beat» («То, что вы слышите — не проверка, я читаю рэп под бит»). Также уже в первом тексте ребята задали темы, которые станут основными для хип-хопа: деньги, тачки, секс.


Rapper`s Delight вышел в 1979 году и поднялся в чартах до 36-го места. Несмотря на это, многие не воспринимали появление нового жанра и считали это шуткой. Зато СМИ и американская общественность впервые услышали о рэпе.

Интересно, что задолго до записи Rapper`s Delight итальянский певец Адриано Челентано создал музыкальный номер Prisencolinensinainciusol, где исполнял речитативом песню на вымышленном языке в подобном стиле. Сам артист позже рассказал, что таким образом хотел донести мысль о неспособности многих людей к общению.


Grandmaster Flash

Не менее важно для культуры имя Grandmaster Flash. Диджей со своей командой The Furious Five стал одним из родоначальников хип-хопа. Считается, что он первым придумал термин «хип-хоп», а также положил начало баттлам. Также в своём треке The Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel диджей раскрыл все возможности микширования и открыл скрэтчинг, который стал важной частью хип-хопа тех лет.

Талантливый диджей не остался в тени и получил мировое признание: известный журнал Rolling Stone признал его трек The Message важнейшим в истории хип-хопа, а в 2007 году Grandmaster Flash and the Furious Five стали первым рэп-коллективом, который вошёл в Зал славы рок-н-ролла.


Революция Run-D.M.C.

27 марта 1984 года группа Run-D.M.C. выпустила свой дебютный релиз под названием Run-D.M.C., который изменил хип-хоп навсегда. На смену лёгкому фанковому звучанию пришел агрессивный речитатив с простыми битами. После выхода релиза появилась четкая грань между старой и новой школами рэпа.

Run-D.M.C. стали настоящими первопроходцами хип-хопа. До их релиза ни одна пластинка в этом жанре не получала в США золотую сертификацию (за 500 тысяч проданных копий).  Sucker M.C.`s стал одним из первых диссов в истории, It`s Like That — первой песней в стиле хардкор-рэп, а Rock Box — первым треком в стиле рок-рэп.


Музыканты также отказались от обтягивающих кожаных костюмов, шляп со стразами и прочих диско-атрибутов, популярных тогда у рэп-исполнителей. Вместо этого они надевали кожаные куртки и джинсы, а белые кеды «Адидас» без шнурков стали одной из главных фишек коллектива. Благодаря Run-D.M.C. уличный стиль стал главным для всех поклонников хип-хопа на следующие десятилетия.

N.W.A. и расцвет гангста-рэпа

Следующей рэп-группой, которая серьёзно повлияла на дальнейшее развитие жанра, стала N.W.A (Niggaz With Attitudes). Её основал Eazy-E в Комптоне на деньги с продажи наркотиков. Скоро в состав вошли Ice Cube, Dr.Dre, Dj Yella и MC Ren.

8 августа 1988 года парни выпустили самый главный альбом в жанре гангста-рэпа Straight Outta Compton («Прямиком из Комптона». Работа вызвала огромный резонанс в обществе из-за большого количества насилия и агрессии в текстах. Больше всего внимания привлекла к себе песня Fuck tha Police, после выхода которой полицейские, которые должны были поддерживать порядок на концертах коллектива, стали срывать выступления.


Деятельностью N.W.A сразу же заинтересовалось правительство США и ФБР. Неудивительно, что скоро ни на одной радиостанции нельзя было услышать треки коллектива. Но все действия правительства привлекали всё больше внимания к коллективу, поэтому даже без какой-либо медиаподдержки релиз стал дважды платиновым. Также альбом был одним из первых, на котором была известная сегодня маркировка Parental Advisory, указывающая на непристойность текстов.

Многие критики высказывали мнение о том, что рэперы сгущают краски, а на самом деле всё не так плохо. Члены группы отвечали: «Мы просто рассказываем о реальной жизни в Комптоне».

И всё же спустя годы общественность признала Straight Outta Compton важной частью музыкальной культуры, а журнал Rolling Stone в 2003 году поместил релиз на 144 место в рейтинг величайших альбомов всех времён. Также в 2015 году вышел фильм «Голос улиц», рассказывающий о взлёте и падении N.W.A. За оригинальный сценарий он был номинирован на «Оскар».

Музыкальный гений Доктора Дре

В 1991 году из-за финансовых разногласий Доктор Дре, как и Ice Cube, ушел из N.W.A и начал делать сольную карьеру. Он подписал контракт с лейблом Death Row Records, принадлежащим гангстеру и бизнесмену Шуге Найту.

В этом же году Dr. Dre выпустил свой первый сингл Deep Cover вместе с никому не известным тогда Снуп Доггом. Это был саундтрек к фильму «Под прикрытием».

Через год Дре выпустил дебютный студийный альбом The Chronic, в котором рэпер прошёлся по бывшим членам N.W.A. Релиз достиг третьего места чарта Billboard 200, а за год было продано больше 3 миллионов копий только в США. За сингл Let Me Ride артист получил свою первую статуэтку «Грэмми» за лучшее сольное рэп-исполнение.


The Chronic, как и Straight Outta Compton, попал в топ-500 величайших альбомов всех времён по версии Rolling Stone, но критики оценили работу Dr. Dre выше (136 место против 144 у N.W.A).

The Chronic часто называют «альбомом-прародителем» хип-хопа всего Западного побережья. Dr. Dre не только исполнил все треки на новом уровне, но и спродюсировал работу так, что задал стандарт звучания на ближайшие годы.

Мученик 2pac

Один из самых культовых персонажей в истории рэпа начал пробиваться к славе еще в 1987 году. С первых треков 2pac покорял поклонников искренностью, умом и желанием достучаться до слушателя.

Свой самый успешный альбом All Eyez on Me Тупак выпустил 13 февраля 1996 года, незадолго до своей смерти. На данный момент в мире продано около 20-ти миллионов копий релиза, что делает его одним из самых коммерчески успешных в истории музыки. Многие критики и фанаты считают All Eyez on Me лучшим рэп-альбомом всех времён.


В середине девяностых между рэперами Восточного и Западного побережий был серьёзный конфликт. И те, и другие не признавали музыку оппонентов и считали трушными только себя. Дело не ограничивалось диссами и драками фанатов — часто доходило до убийств.

Из-за этого соперничества в сентябре 1996 года погиб 2pac, лидер Западного побережья. В ночь на 7-е сентября Тупака расстреляли, когда он ехал в автомобиле. Большинство людей, связанных с расследованием, считают, что рэпер был убит по заказу The Notorious B.I.G., лидера Восточного Побережья. Это событие возвело Шакура в ранг мучеников и изменило хип-хоп навсегда.

Своим вдохновителем Тупака позже называли такие крупные исполнители как Эминем, Снуп Догг, Wiz Khalifa, Lil Wayne, Дрейк, Кендрик Ламар и многие другие.

Взлёт Эминема

В 1997 году всё тот же Dr. Dre услышал в гараже Джимми Айовина, генерального директора Interscope Records, EP тогда никому не известного Slim Shady. «За всю свою карьеру я ни разу не находил чего-либо интересного на демозаписях, но когда Джимми слушал эту кассету, я сказал: “Найдите мне его. Сейчас же”», — вспоминал потом Dr. Dre.

Через два года Slim Shady, более известный сегодня как Эминем, выпустил Slim Shady LP. Релиз сразу поставил белого рэпера на одну ступень с темнокожими исполнителями. Публика была в восторге от сумасшедшего и агрессивного парня настолько, что за первую неделю лонгплей купили почти 300 тысяч раз. Всего по миру было продано больше 18-ти миллионов копий.


Альбом вызвал в обществе настоящий резонанс. Многие обвиняли Эминема в пропаганде насилия и жестокости, но от всех разговоров популярность рэпера только росла. Позже Eminem получил первую премию «Грэмми» за релиз.

Своим сумасшедшим прорывом Эминем доказал миру, что хип-хоп можно делать с любым цветом кожи.

Jay-Z: подъём на новый уровень

К моменту выхода альбома Blueprint в 2001 Джей-Зи не был ноунеймом — уже тогда он продал только в США больше 10-ти миллионов копий своих работ. Предыдущие релизы были хороши, но звучание и тексты Blueprint поднялись на новый, в то время недостижимый уровень.

Пока музыкальные критики были в восторге от альбома и называли его одним из лучших в истории жанра, фанаты активно скупали релиз. За первую неделю было продано 427 тысяч копий при том, что альбом вышел 11 сентября, когда жители США были в трауре из-за всемирно известной террористической атаки.

В 2019 Blueprint был выбран Библиотекой конгресса для хранения в Национальном реестре аудиозаписей как «культурно, исторически или артистически значимый».


Если в 2003 году Blueprint занял только 464 место в рейтинге лучших альбомов всех времён по версии Rolling Stone, то в пересмотренном списке 2020 он поднялся до 50 строчки.

Расцвет грайма за океаном

Пока рэп развивался в США, в Великобритании появился его новый поджанр — грайм. Британские исполнители считали его самостоятельным стилем и не признавали связи с американским рэпом, но факт остается фактом.

Самым ярким представителем грайма тех лет стал юный Диззи Раскал. Его дебютный релиз Boy In Da Corner выстрелил так, что получил премию Mercury Prize как лучший альбом года в Великобритании и Ирландии. Позже Boy In Da Corner стал трижды платиновым.

Альбом сильно повлиял на дальнейшее развитие хип-хопа в Великобритании и показал, что рэпер может добиться серьезного успеха не только в Америке.

Атлантская школа хип-хопа

Следующая страница истории рэпа была написана в Атланте.

В 2003 году дуэт Outkast, состоящий из Andre 3000 и Big Boi, выпустил альбом Speakerboxxx/The Love Below. Это пятый релиз коллектива и, без сомнения, самый главный.

Работа вошла в историю хип-хопа по нескольким причинам. Во первых, это даже не один альбом, а сразу два — по сольнику на каждого исполнителя. Чтобы прослушать весь релиз, нужно потратить несколько часов — таких лонгплеев тогда не делал никто.


Во вторых, альбом имел колоссальный коммерческий успех: только в США он получил 11 платиновых статусов и семь недель лидировал в чарте Billboard.

В третьих, благодаря альбому Outkast продвинули в массы атлантскую школу хип-хопа. Мелодичный стиль с напевами отличался от популярного тогда агрессивного рэпа.

В четвертых, работа получила премию «Грэмми». Это не первая статуэтка, которую получали рэп-исполнители в мире, да и у самих Outkast уже была парочка премий. Но в 2004 релиз в стиле хип-хоп впервые выиграл в номинации «Лучший альбом».

Скандальный, но гениальный Kanye West

В 2009 году Канье был одним из главных представителей американского хип-хопа. Исполнитель продавал миллионы копий своих альбомов и давал концерты на десятки тысяч зрителей. Поэтому когда он выскочил на сцену во время вручения «Грэмми» и сказал, что лучший клип года выпустила Рианна, а не Тейлор Свифт, то скандал прогремел на весь мир. Музыкальная общественность была в ярости от поступка Уэста, поэтому он ушел в изгнание на Гавайи, чтобы записать работу, которую многие критики и слушатели будут называть лучшей в истории рэпа.


В начале 2010 Kanye West заявил, что работает над релизом, который должен стать лучшим в хип-хопе за последний десяток лет. Для этого исполнитель почти круглосуточно писал песни в студии на Гавайях. Позже рэпер рассказал, что над текстом трека Power он работал примерно 5000 часов.

22 ноября вышел долгожданный My Beautiful Dark Twisted Fantasy. В восторге были и слушатели, и критики: газета The New York Times назвала альбом «феноменальным», The Washington Post — «шедевральным», а The Independent — «самым грандиозным альбомом в жанре поп-музыки за последние годы». Релиз занял первые места десятков чартов и стал лучшим альбомом года во многих рейтингах.

Успех My Beautiful Dark Twisted Fantasy объясним: в альбоме Канье намешал разные стили, отказался от электронной музыки в пользу сэмплов и пригласил на релиз не самых очевидных гостей. Исполнитель никогда не боялся экспериментов и это принесло свои плоды.

Сейчас альбом находится на 17-ой строчке рейтинга «500 лучших альбомов всех времён» по версии Rolling Stone. Это самое высокое место среди всех хип-хоп релизов, если не считать It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back коллектива Public Enemy на 15-ой строчке.

Пулитцеровская премия Кендрика Ламара

Кендрик Ламар — гений музыкального мира. Об этом говорят все: слушатели, критики и те исполнители, кому повезло поработать с рэпером. Но альбомом DAMN. он раздвинул рамки хип-хопа и заставил обратить на себя внимание тех, кто обычно игнорирует рэп.

14 апреля 2017 года Кендрик Ламар выпустил DAMN. Помимо стандартных для популярных исполнителей первой строчки Billboard и огромных продаж он принёс музыканту одну из самых престижных премий мира — «Пулитцеровскую». Ранее эту награду получали только представители джаза и классической музыки.


«За виртуозную коллекцию песен, объединённых искренностью простонародного языка и ритмичной динамикой, дающих впечатляющие зарисовки множества составляющих современной жизни афроамериканцев», — награду музыканту присудили с такой формулировкой. Теперь хип-хоп покорил всё, что мог.

История русского рэпа

Русский хип-хоп развивался под влиянием американских исполнителей, но сегодня он сильно отличается от западного.

Первый сборник

История русского рэпа берёт своё начало со студенческой дискотеки в городе Куйбышеве (нынешней Самаре) в 1984 году. Тогда местный диджей Александр Астров вместе с группой «Час пик» записал 25-минутную программу под названием «Рэп». Работа представляла собой смесь множества стилей от хип-хопа до диско и местами явно копировала музыку Grandmaster Flash and the Furious Five. Но это был первый подобный отечественный релиз, поэтому он быстро разошелся по СССР.

Девяностые

В начале девяностых западная культура всё сильнее проникала в СССР, поэтому стало появляться всё больше ребят, которые танцевали брейк, рисовали граффити и читали рэп. Часть из них занималась этим для себя, другие стремились к известности. К последним можно отнести популярные тогда коллективы Bad Balance, «Мальчишник», D.M.J, а также исполнителей вроде Богдана Титомира и Лики MC.

Дебют Децла

В 2000 году свой дебютный альбом «Кто? Ты» выпустил 17-летний Децл. Творчество юного рэпера так понравилось неискушенной публике, что релиз стал самым продаваемым в жанре хип-хопа, а сам Децл стал одной из главных фигур отечественного рэпа.


«Город дорог» и «Качели»

2007 год стал важным для российского хип-хопа благодаря трём исполнителям — Гуфу, Птахе и Слиму, членам группы CENTR.

В апреле Guf выпустил свой дебютный студийный альбом «Город дорог», остальные члены «Центра» также поучаствовали на релизе. Slim так вообще спродюсировал почти все треки.

Релиз Гуфа не только стал успешным сам по себе, но и привлек сильный интерес публики к дебютному альбому «Качели» группы CENTR. Ребята выпустили релиз 25 октября и стали главными игроками русского рэпа на ближайшие два года.


В 2009 году из «ЦЕНТРА» ушел Гуф и группа распалась — на конкурсе Russian Street Awards 2010 это стало «Хип-хоп-событием года». За эти два года музыканты выпустили еще один альбом «Эфир в норме» и записали несколько хитов, которые до сих пор считаются классикой российского хип-хопа.

Versus Battle

В России были оффлайн баттлы и до «Версуса», но последний стал настоящим культурным событием.

В 2013 году вышел первый выпуск Versus Battle, где встретились рэперы Гарри Топор и Billy Milligan (альтер-эго Стима). Видео быстро набрало первый миллион просмотров (сейчас их больше 5-ти миллионов), а новые баттлы стали выходить каждую неделю.


Постепенно проект вырос и на нём стали появляться не только известные рэперы, но и блоггеры. Так баттл Юрия Хованского и Дмитрия Ларина собрал больше 40 миллионов просмотров и стал одним из самых просматриваемых в истории проекта.


Благодаря «Версусу» о хип-хоп баттлах узнало множество жителей СНГ, многие из которых даже не интересовались рэпом.

Покорение «Олимпийского»

К 2015 Баста уже давно не был ноунеймом: его альбомы не раз занимали первые места чартов, его треки каждый день играли в машинах по всему СНГ, а сам музыкант регулярно попал в топы Forbes. Но в том году ему покорилось достижение, о котором раньше российские рэперы могли только мечтать: он выступил на самой большой концертной площадке страны  — стадионе «Олимпийский», который вмещает 35 тысяч зрителей. Правда, аншлага тогда не было.


Зато появился повод вернуться. Через два года Баста снова выступил в «Олимпийском», на этот раз на концерте были все 35 тысяч. Это не только не удавалось никому из российских рэперов — это не удавалось никому из российских артистов вообще.

Один из лучших годов русского рэпа

В 2015 году Oxxxymiron выпускает концептуальный альбом «Горгород», который фанаты ждали еще с 2011. Многие поклонники были недовольны  — это не был привычный стиль Мирона, работа больше напоминала пьесу, исполненную речитативом. Зато релиз вышел за рамки хип-хопа и заинтересовал широкую публику  — его даже разбирали ученые, которые посвятили альбому несколько научных статей.


Также в этом году вышел другой, не менее важный для русскоязычного хип-хопа релиз Скриптонита «Дом с нормальными явлениями». Мрачные биты, медленная читка с напевами и невероятная атмосфера — раньше такого в СНГ не делал никто. Альбом стартовал со второй строчки чарта Apple.Music, уступив только релизу Адель.


Благодаря «Дому с нормальными явлениями» русскоязычная публика увидела, что рэп может быть любым, а сам Скриптонит стал одним из главных представителей новой школы.

Успех Моргенштерна

2020 стал годом самого эпатажного русскоязычного блоггера и исполнителя последних лет. Пока многие музыканты считали потери от пандемии, Morgenstern набирал популярность и практически каждый месяц создавал новый инфоповод.

Всё началось с альбома «Легендарная пыль», который Моргенштерн записал в прямом эфире за неделю. За первые два дня в ВК релиз послушали больше 21-го миллиона раз — это рекорд соцсети. Позже рэпер получил 22 платиновых диска за «Легендарную пыль».

В июне Моргенштерн выпустил клип и в очередной раз потряс индустрию. Видео собрало почти 2,5 миллиона дизлайков и стало самым задизлайканным роликом в русскоязычном ютубе.

13 ноября Моргенштерн вышел на международный уровень и записал совместку с популярным американским рэпером Lil Pump. Видео WATAFUK? собрало больше 20-ти миллионов просмотров на ютубе.


Всё это привело к тому, что популярность Моргенштерна вышла далеко за пределы интернета, а сам он, возможно, привлёк больше внимания к себе и русскому хип-хопу в целом, чем кто-либо до него.


По теме