К сожалению, Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, установите один из предложенных веб-браузеров

История рока

История рок-музыки насчитывает около шестидесяти лет. За это время в песнях рокеров были использованы все существующие инструменты, родились и прекратили своё существование десятки популярных стилей и образовалось множество субкультур вроде панков и готов.

Первые шаги

История рока берёт своё начало с появления рок-н-ролла — жанра, который стал симбиозом блюза, буги-вуги и кантри.

Впервые термин «рок-н-ролл» использовал Рой Браун в своей песне Good Rockin` Tonight в 1947 году. Тогда термин не означал музыкальное направление, а был призывом к танцу и дальнейшему сексуальному продолжению.


Спустя столько лет неизвестно, кто первым записал песню в стиле рок-н-ролл. Поклонники Фэтса Домино называют его песню Fat Man 1950 года первой композицией нового жанра, а фанаты Jackie Brenston and his Delta Cats считают, что всё началось с сингла Rocket 88, выпущенного годом позднее.

Пятидесятые

Изначально рок-н-ролл был музыкой темнокожих, поэтому песни Элвиса Пресли стали настоящей сенсацией. Белый артист ворвался в индустрию и с первых же синглов стал одним из самых популярных исполнителей того времени. Когда он впервые зазвучал в радиоэфирах, то диджеям даже приходилось уточнять, что поёт белокожий музыкант. Позже Элвиса назовут «Королем рок-н-ролла».


Другими важными для жанра исполнителями тех лет были Литл Ричард и Чак Берри. Последний показал, каким должен быть рок-н-ролл, от музыки до манеры вести себя на сцене, а благодаря Ричарду в будущем появились такие стили, как «гаражный рок»  и «панк» .

В 1957 году Линк Рей в своей композиции Rumble впервые применил эффект фузза на гитаре, так что его вполне можно считать праотцом всех «тяжелых» стилей рок-музыки (например, хэви-метала).

Рокеры были не только в Америке — британцы быстро подхватили новую волну. Разве что на музыку США больше влияли блюз и кантри, а в Великобритании — популярный у них скиффл. Даже первая группа Джона Леннона, будущего члена The Beatles, тогда играла в стиле скиффл.

Конечно, в жанре доминировали американцы, но иногда британским исполнителям удавалось подвинуть конкурентов в чартах. Песня Move It Клиффа Ричарда и The Shadows стала первым по-настоящему крупным хитом от рок-н-ролльщиков из Великобритании.


Первая половина 60-х

Доминирование американцев прекратилось после появления нового направления рока  — бит-музыка. Самым ярким представителем стиля стала группа The Beatles.

29 ноября 1963 года «битлы» выпустили песню I Want to Hold Your Hand и положили начало «британскому вторжению» — периоду, когда британская рок-музыка стала доминировать во всех международных чартах. Помимо The Beatles во «вторжении» участвовали такие коллективы как The Zombies, The Who, The Yardbirds и еще с десяток групп.


Популярность The Beatles достигла таких масштабов, что скоро в СМИ придумали термин «битломания», которым описывали всё то сумасшествие, которое творилось среди фанатов при виде исполнителей. Во время турне группа посетила Австралию, так в аэропорту их ждали около 300 тысяч поклонников — этот рекорд до сих пор никто не побил. Можно представить, что творилось на концертах.

«Людской шум забивал нас напрочь. В конце концов, я стал играть только слабую долю вместо постоянного бита. Всё равно я не слышал себя, несмотря ни на какие усилители. В залах мы то и дело стояли слишком далеко друг от друга. Живьём мы исполняли наши вещи гораздо быстрее, чем на пластинках, главным образом потому, что сами себя не слышали. Иногда я вступал не вовремя, потому что сплошь и рядом не представлял, какое место мы играем. Доходило до того, что мы притворялись, будто поём, особенно если першило в горле», — рассказал позже Ринго Старр, член «Великолепной четвёрки».

The Beatles стали настоящими революционерами жанра. До них в группах обычно был один яркий персонаж, а остальные — на втором плане. У «Битлз» всё было по-другому: вся четверка была невероятно харизматичной, и никто не перетягивал одеяло на себя.

Отдельно стоит отметить группу The Rolling Stones. Если у «Битлз» был образ хороших парней, то The Rolling Stones взяли образ настоящих хулиганов. Так менеджер коллектива хотел привлечь внимание публики, которой не нравились The Beatles — и у него получилось.

The Rolling Stones

До группы The Yardbirds большая часть внимания поклонников доставалась вокалистам. Ситуация изменилась, когда в коллективе друг друга стали сменять одни из самых талантливых соло-гитаристов тех лет: Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж. Они стали первым поколением «гитарных героев» — музыкантов, которые стали превзошли популярностью певцов.

4 августа 1964 года The Kinks выпустили песню You Really Got Me и положили начало «тяжелой музыки». В песне впервые использовались соло прифузованной гитары и грубый гитарный рифф. Также благодаря музыке появилась субкультура модов, богатых молодых британцев, которые были одержимы всем новым.


Но главными вдохновителями модов были The Who. Ребята привлекали молодежь своими агрессивными песнями и выходками на сцене — их гитарист первым стал ломать инструмент во время выступлений.

Американские исполнители во время «британского вторжения» хоть и уступали своим заокеанским коллегам, но их музыка также развивалась. В США в это время появился фолк-рок, главным представителем которого был Боб Дилан. В своих песнях он затрагивал множество тем — от любви до политики, поэтому у музыканта была широкая фанатская аудитория.

Одновременно с той музыкой, которая попадала в чарты и играла на радио, развивался андеграунд — гаражный рок. Представители обычно действительно репетировали и записывались в гаражах, качество при этом оставляло желать лучшего. Тогда же появились предшественника панка — музыканты, которые записывали наиболее агрессивные и «грязные» пластинки.

Вторая половина шестидесятых

В 1965-66 годах в Америке появляется новое направление — психоделический рок. Этому сильно способствовала набирающая тогда обороты культура хиппи, в которой наркотики (особенно психоделики) были неотъемлемой частью движения. Поджанр отличался мистическими звучанием и текстами, а его представители часто разделяли взгляды хиппи. Первопроходцами жанра стали такие группы как The 13th Floor Elevators и Blues Magoos.

В Великобритании также развивается психоделический рок, но в основном не за счёт новых исполнителей, а благодаря экспериментам групп «британского вторжения». Уже известные на весь мир The Beatles выпустили два альбома — Revolver и Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band — в новом направлении. Не отставали и The Rolling Stones, Yardbirds, The Who и Hollies.

Хотя были и популярные новички, которые с первых выступлений обращались к жанру психоделического рока. Одними из главных представителей направления стали Pink Floyd, которые своей музыкой пытались передать ощущение наркотического трипа.

Во второй половине шестидесятых начался расцвет классического рока, а 1967 традиционно считается лучшим годом рок-музыки вообще. В этом году было выпущено множество альбомов, которые затем вошли в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone.

Семидесятые

В начале семидесятых прежние направления рок-музыки уходят на второй план, а мейнстримом становятся такие поджанры как хард, прогрессив, глэм и панк.

Хард

Главными представителями хард-рока тех лет были Led Zeppelin. Они выпустили первый в истории релиз, называвшийся аналогично группе, в подобном стиле и серьёзно повлияли на дальнейшее развитие жанра.

Led Zeppelin

Не менее важными фигурами направления были Black Sabbath. Их музыка отличалась от творчества Led Zeppelin более мрачным звучанием, а тексты несли загробную атмосферу.

Серьёзно популяризировала стиль Deep Purple. Если раньше они их музыка скорее относилась к психоделическому року, то в начале семидесятых они ударились в хард.

Прогрессив

История прогрессив-рока берёт своё начало от выхода дебютного альбома King Crimson «In The Court of the Crimson King». После этого всё больше исполнителей стали усложнять композиции, пользоваться наработками классической музыки и также приходили к новому стилю.

Группа Pink Floyd, известная своими психоделическими пластинками, также изменила курс на прогрессив-рок. Так в 1970 и 1971 годах они выпустили Atom Heart Mother и Meddle в новом для себя стиле.

Pink Floyd

Глэм

Хард и прогрессив нашли миллионы поклонников благодаря пафосной подаче и напыщенным песням. Несмотря на это, представители глэма, нового стиля, сделали упор на простоту и возвращение к рок-н-ролльным корням, и привлекли не меньше фанатов.Фишкой глэма стала одежда исполнителей: они ярко красились и одевались так, что зачастую сложно было сказать, мужчина на сцене или женщина.

Главными представителями направления тех лет стала культовая группа Queen. Особенно много глэма чувствовалось в первых альбомах коллектива — Queen l, Queen ll и Sheer Heart Attack. В дальнейшем музыка исполнителей стала меняться, но и в следующих релизах нашлось место для глэма. Например, в одном из самых известных клипов на песню Bohemian Rhapsody.


Панк

В середине десятилетия появляется новый жанр — панк-рок. Всё началось с выступления американской группы Ramones в клубе CBGB в 1975 году. Если до этого рок-музыканты стремились выглядеть хорошо, то «Рамоунз» полностью забили на внешний вид. Также они не придавали значения текстам и исполняли иногда полную бессмыслицу, зато звучали максимально агрессивно.

В Великобритании не отставили: там появились свои панки — легендарные Sex Pistols. Они уступали многим представителям стиля в звучании, зато их образ и поведение стали общепринятыми в альтернативном направлении. Особенно выделялся басист Сид Вишес. За свою карьеру он так и не научился играть на гитаре, а во время выступлений его инструмент часто отключали, зато его имидж и манеры привлекали всё больше внимания к группе. Сид Вишес стал настоящим олицетворением жанра.


Стиль сотворил настоящую революцию во всей рок-музыке. Панк стал настоящим спасением для тех, кого не брали в группы из-за неумения хорошо играть или петь, потому что здесь это было неважно. Это сказалось на качестве музыки большинства коллективов, но было и множество достойных представителей: Buzzcocks, The Clash, Damned.

Другие стили

Параллельно с панком развивалась новая волна, представители которой также экспериментировали со звуком, но в другом направлении. Если панки стремились сделать свою музыку агрессивнее и жестче, но музыканты стиля нью-вейв выпускали более мелодичные композиции. Главными представителями жанра были: Blondie, The Police и The Pretenders.

Также в это время появился арт-панк — настоящий авангард, в котором объединились панк-рок, арт-рок и даже глэм. Важнейшие группы жанра: Taking Heads Pere Ubu и Devo.

Несмотря на развитие панка, одновременно с ним сформировался новый жанр — постпанк. Несмотря на сходство в названии, музыка направлений кардинально отличалась. Представители нового стиля пытались сделать композиции максимально эмоциональными, но в то же время мрачными и тревожными.

Жанр берёт своё начало от выхода дебютного альбома группы Public Image Ltd. Вскоре в стиле постпанка начали играть культовые The Fall и Wire, которые сильно повлияли на дальнейшее развитие рок-направления.


Но главными героями на сцене постпанка конца семидесятых точно были Joy Division. Группа выпустила всего два альбома, но этого хватило, чтобы заложить фундамент для рок-групп будущего.

Восьмидесятые

Если в конце прошлого десятилетия хэви-метал потерял популярность из-за появления панк-рока, то в начале восьмидесятых он вернул её обратно. В Великобритании началась известная NWOBHM («Новая волна британского хэви-метала»), а представители стиля снова захватили верхушки чартов.

Самой известной группой направления была Iron Maiden, но популярный жанр развивался не только в Великобритании: в Америке хэви-метал представляли Manowar, в Германии — Accept, в СССР — «Ария».

Музыканты часто пытались объединить хэви-метал с панк-роком — так родился трэш-метал. Основателями стиля традиционно считают группу Metallica, чьи альбомы заложили основы альтернативного направления.

Уже в 1981 году вышел первый альбом группы Venom в стиле блэк-метал. Звучание стало еще более мрачным, а в тексты стали максимально инфернальными. Позже музыканты признались, что это был ход для привлечения внимания, и что сами они никакого отношения к сатанизму не имеют.


Но самым брутальным рок-направлением стал грайндкор. Гроулинг и скриминг, максимальная скорость и откровенно жестокие тексты — всё это стало основой нового поджанра. Самые известные представители: Napalm Death, Gut, Regurgitate.

В Америке панк также утратил популярность, но не из-за металла, а из-за появления хардкор-рока. Представители жанра играли агрессивно и быстро — длина песни обычно не превышала минуты. Основы направления заложила в своём первом релизе группа Black Flag.


Первый лонгплеем (если так можно назвать сборник длиной в 15 минут) в новом стиле стал релиз Group Sex группы Circle Jerks. После них жанр развивали The Teen Idles, 7 Seconds, Jerry`s Kids и другие коллективы.

Также в начале восьмидесятых появился готик-рок, благодаря которому образовалась субкультура готов. Начало ему положила группа Siouxsie And The Banshees и вокалистка Сьюзи Сью в частности. Позже её внешний вид и манеры переймут многие молодые люди.

Если до восьмидесятых в СССР рок-группам приходилось играть и выступать подпольно из-за цензуры, то в новом десятилетии они вышли в свет. Появились такие культовые группы как «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Пикник», «Карнавал» и другие.

Девяностые

В начале девяностых рок был в упадке: альбомы исполнителей редко пробивались на вершины чартов, новых звезд практически не было, а слушатели уходили в поп-музыку.

Всё изменилось после выхода альбома Nevermind группы Nirvana в 1991 году. Релиз не только был записан по всем канонам гранжа (мрачные тексты, динамичные переходы от «тихо» к «громко» и «грязное» гитарное звучание), но сильно повлиял на дальнейшее развитие жанра. В восторге от работы были все: слушатели, музыкальные критики и СМИ. Работа имела нереальный коммерческий успех: менеджеры коллектива планировали продать около 250-ти тысяч копий Nevermind за всё время, но вскоре после релиза пластинку каждую неделю покупали больше 400 тысяч раз.


Альбом наделал шумихи, которой давно не получали рок-исполнители. Остальным группам пришлось подстраиваться под новое звучание, чтобы не растерять аудиторию. Популярность метала стала резко снижаться.

Скоро появились новые популярные гранж-группы: Alice In Chains, Anthrax, Soundgarden и многие другие. В ближайшие несколько лет сложно было поймать момент, когда в крупных музыкальных чартах не было ни одной песни нового направления.

Вскоре гранж потерял популярность так же быстро, как набрал. Смерть Курта Кобейна, вокалиста Nirvana, в 1994 году потрясла мир, и жанр постепенно стал выходить из мейнстрима.

Nirvana

После гранжа на лидирующие позиции вышел брит-поп. Он появился благодаря смешению стиля групп «британского вторжения» с инди-звучанием. Самыми популярными рок-группами того времени стали Blur и Oasis, которые постоянно боролись за аудиторию. Их противостояние в чартах в 1995 году назвали The Battle Of Britpop.

Брит-попом вдохновлялась одна из самых значимых рок-групп десятилетия Radiohead. В своих песнях они объединили инди, краут и даже арт-панк — получился фирменный стиль, от которого до сих пор фанатеют миллионы слушателей по всему миру.

21 век

21 начался со своеобразного кризиса в рок-музыке: если в прошлом столетии новые жанры возникали чуть ли не каждый год, то с 2000 по 2009 не было создано ни одного свежего стиля.

Зато возрождались старые жанры альтернативного рока — брит-поп, панк, глэм и другие. Из-за этого многие популярные в прошлом группы собрались в классических составах и откатали концертные программы по всему миру.

Некоторое торможение в развитии жанра легко объяснить: если раньше именно рок был музыкой подросткового бунта, то сейчас ему на смену пришел хип-хоп. Всё больше людей находит отражение своих мыслей в строчках рэперов.

Тем не менее, для рока еще не всё потеряно. Гитарное звучание на территории СНГ снова становится популярным благодаря стараниям многих исполнителей. Например, Кириллу Бледному («Пошлая Молли») и Доре.

По теме