К сожалению, Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, установите один из предложенных веб-браузеров

ЛЕГЕНДЫ НАВСЕГДА: КАК MTV ПРИШЕЛ К УСПЕХУ

Наша августовская тема празднования — MTV back and beyond, мы оглядываемся назад на историю становления канала и смотрим вперед: куда нас заведет это удивительное путешествие и что нас ждет в будущих десятилетиях с учетом пройденного.

Некоторые вещи сразу были обречены на успех — замороженная пицца, автомобиль и симпл димпл, а другие чудом доказали всем, что имеют право на выживание. Так было с MTV: запуск 1 августа 1981 не был мега-вечеринкой со всеми звездами того времени и папарацци, и прошел в тишине. Из всех возможных реакций новый канал, показывающий только видеоклипы, вызвал разве что скептицизм со стороны телеиндустрии. Это сегодня можно пойти на выставку в музей Грэмми и посмотреть на платье Мадонны из клипа Vogue или кожаный костюм молодого Майкла Джексона, а тогда они были интересны разве что кучке нердов и меломанов.

Факт:

Персонал стартапа MTV состоял из очень молодых непрофессионалов с очень маленьким опытом работы на телевидении или вообще без него. Руководители раньше занимались импортом из Афганистана и Индии, а младшие сотрудники учились на ходу. Возможно, в этом и было все дело: не зная правил выходишь за рамки и делаешь, что хочешь.


«Мы были мелкими засранцами и не знали, что, черт возьми, делаем»
Это говорит Том Фрестон в книге «Я хочу мой MTV: история революции музыкального видео без цензуры», выпущенной в 2011 году. Мелкие засранцы работали в офисе в центре Манхэттена, где всегда пахло ливерной колбасой, потому что он находился над забегаловкой.

«Мой первый офис был складом газированных напитков»
— вспоминает Фрестон, бывший магнат по импорту-экспорту, который впоследствии стал генеральным директором Viacom


Чтобы увидеть полночный запуск, сотрудникам пришлось переть из Нью-Йорка в Нью-Джерси, потому что ни один кабельный оператор на Манхэттене не согласился бродкастить MTV. Сначала было всего 250 видео, которые крутились круглосуточно без рекламы — рекламодателей не было, —поэтому самые популярные ставили каждые полчаса, пока кока-кола из носа не пойдет. Одним из таких клипов был «In the Air Tonight» Фила Коллинза - представьте, каково слушать это 25 раз в сутки:



Важные на тот момент звукозаписывающие компании PolyGram, MCA и Arista отказали MTV в контенте: какой смысл показывать клипы на канале, который скоро загнется?

Немногие журналисты, которые обратили внимание на новый формат телевидения, изо всех сил пытались объяснить народным массам, что такое MTV вообще: фраза “музыкальное видео” еще не вошла в обиход. Вот, например, выдержка из журнала TIME:

«Основным контентом нового канала являются музыкальные записи, сопровождающиеся 3-4-минутными видеороликами»
По сути, бизнес-модель новорожденного MTV заключалась в продаже рекламы продукта, который создал кто-то еще. Одна загвоздка — нужны были зрители. Их не было, поэтому за первый год канал потерял 50 миллионов долларов, ушел в жестокий минус и пришел просить еще у Джека Шнайдера, генерального директора материнской компании WASEC. Шнайдер вздохнул, нацедил 2 миллиона из закромов и дал каналу понять, что это последнее пожертвование. Канал сделал с этими 2 миллионами лучшее, что мог на тот момент: запустил рекламную кампанию “Я хочу мой MTV”.



Мик Джаггер, Дэвид Боуи и другие звезды того времени снялись в рекламе, где появлялись со словами:

“Позвоните своему кабельному оператору и требуйте свой MTV."
К этим людям было сложно не прислушаться, поэтому в итоге прогнулись даже самые упрямые и консервативные кабельные операторы, что привлекло зрителей. Это привело к появлению рекламы и свежих видеороликов от звукозаписывающих компаний, которые были готовы оплатить счет, потому что трансляция на MTV теперь гарантировала продажи альбомов. Выбор времени для запуска был очень удачным: 1984 год был одним из величайших лет в истории поп-музыки, и почти на каждый хит было снято крутое видео. Бюджеты клипов стремительно росли, качество продукции улучшилось, и квадрат телевизора заполонили космические корабли, мотоциклы, отсылки к Безумному Максу и смелые панк-наряды. В этих видео было много новых образов, и они привлекли свежую модную аудиторию, которую не презентовали консервативные каналы: Мадонна и Синди Лаупер, неоновые тени и лак для волос, синтезаторы и пластик, короче, тотальные 80-е.




К сожалению, та бизнес-модель протянула недолго, так как популярность канала напрямую зависела от того, вышел ли у Майкла Джексона новый сингл, и в 90-х на канале появились реалити-шоу. Что было дальше — вы уже знаете:



Сейчас Тик Ток воспроизводит модель MTV: другие люди создают яркий визуальный контент, выкладывают его на платформе, все счастливы. Точно так же, как MTV поначалу, Тик Ток часто подвергается критике за то, что влияет на контент: раньше группы записывали треки, которые гарантированно попадут на MTV, теперь — на Тик Ток. Звукозаписывающие лейблы бегают за платформой хвостиком, и очень сложно найти нового исполнителя, который стал бы популярным вообще без Тик Тока.

Например, заголовок новостей на Yahoo:

«TikTok — это новый MTV, и нам всем пора присоединиться к движу»
Очевидно, что Билли Айлиш и TikTok сделали друг для друга то, что когда-то сделали Майкл Джексон и MTV. Одна деталь: в разное время эксперты уже называли MySpace, ESPN, Roblox, Rock Band, Vine, Funny or Die и Friendster «новым MTV» — кто-нибудь помнит, где все эти платформы сейчас?

К сожалению или счастью, ничто не может быть «новым MTV», потому что 2021 год так же отличается от 1981 года, как 1981 год от 1901. Интернет — кроличья нора, куда помещается все, что человечество делает сегодня. Есть в этом и хорошая новость: MTV — это уникальный канал со своей удивительной историей, и никто не думал, что мы зайдем так далеко и заберемся так высоко.

Вот вам новый, процветающий космонавт в честь юбилея:


По теме