К сожалению, Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, установите один из предложенных веб-браузеров

LINA_RAUL REFREE: КАК ФАДО СТАЛ НОВЫМ ФЛАМЕНКО

Переосмысление и обработка традиционных жанров — верный прием: Rosalía делает это с фламенко, АИГЕЛ — с шансоном, Дети Picasso — с армянским фолком, а португальский дуэт Lina_Raül Refree реинкарнирует фадо.


Что такое фадо

Фадо — это глубоко меланхолический стиль, тесно связанный с местной культурной концепцией так называемого saudade. «Saudade» — непереводимый термин, определенный ученым Обри Беллом как «смутное и постоянное стремление к чему-то, чего не существует и, вероятно, что не может существовать». Когда ты выглядываешь в окно, смутно надеясь, что в феврале будет светить солнце и будут петь птицы — это saudade. Тринадцатая зарплата, зачет автоматом, айдол ответит на комментарий в соцках — тоже.

Даже Мадонна осознала великую силу португальских мотивов: в 2019 году она загрузила фадо-кавер на «Like a Virgin» в свой инстаграм, а с недавних пор даже исполняет его в живых сетах.



Кто такие Lina_Raül Refree

Lina_Raül Refree делают мрачную, рвущую душу музыку:



На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала: если сольные опусы Тома Йорка и ранний Дельфин уже не вштыривают, опускайся с нами на новый уровень подземной парковки скорби.



Вокалистка Лина Родригес — потомственный испольнитель фадо в третьем поколении, начавшая свою карьеру в пятнадцать лет. Единственное, что ей не нравилось в жанре — его рамки и ограничения, поэтому в конце концов она заколлабилась с Раулем Рефри, гитаристом из Барселоны, работавшим над дебютным альбомом Rosalía «Los Ángeles» (2017).


Рефри согласился не сразу, потому что смутно представлял себе, что такое фадо — но когда услышал, как Лина поет вживую, вписался без оговорок. На следующий день после знакомства они заперлись в студии, результатом чего стал удивительный альбом: эмоционально это чистый фадо, но без ярких акустических гитар, которых требует жанр, зато с аналоговыми синтезаторами, пианино и современными эффектами. Их немного, но они есть и создают дополнительную атмосферу там, где одного вокала и клавишных мало:



Местные пуристы не в восторге — но они не в восторге и от того, что делает Rosalía: например, цыганская община Испании посчитала, что та их культурно аппроприирует. Мол, нечего трогать святое своими электронными руками; но именно эксперименты современных музыкантов показывают, как пластичен язык музыки. Если бы не они, жанры фламенко и фадо оставались бы в своих узких нишевых рамках, без молодой аудитории — а это самое грустное, что может произойти с музыкой.

«Нет смысла иметь стиль музыки, который неприкосновенен» — Рауль Рефри.

По теме