Мы все еще слушаем: Земфира

Земфира – последний культовый музыкант большой российской сцены и главный герой рубрики 90s Guilty Pleasures. Ее дебютная пластинка вышла в 1999-м, и вот уже 20 лет никто не может записать ничего подобного по силе воздействия сразу на все субъекты Российской Федерации.

Главное, что Земфира-2019 может сделать для Земфиры-1999 – удалить о себе все из интернета и оставить слушателям только песни, обнулив массу недопонятых интервью и цитат, вырванных из контекста.

Перестань с ней о ней разговаривать, вместо это заряди ее четвертую или вторую или последнюю пластинку и иди гуляй.

Уже пошли:

Антон, 27 лет

Весна 2005, мне 14, Нижний Новгород, Московский вокзал. Около ЦУМа, вокруг вентиляционной шахты располагается ларек с кассетами.
Я иду с родителями и внезапно прошу 25 рублей на кассету Земфиры. Я не знаю, какой альбом купить, продавщица советует последний.

И вот я слушаю «Вендетту» по кругу изо дня в день.

Это было сильное впечатление. До этого я не слушал настолько цельных альбомов. Дело даже не в том, что треки переходят один в другой, дело в какой-то идее, чувстве, которое объединяет все песни. Мне нравится, что в некоторых треках она оставила вокал, который записала дома. Это создает ощущение близости со слушателем, будто ты зовешь кого-то в гости к себе домой. Это создает ощущение легкости. Ты не чувствуешь, что над треками работали много лет. Как оказалось позже – это очень важно. Записать, зафиксировать сегодняшний вечер, а не писать и переписывать годами, по пути теряя эту легкость.

Моя любимая песня именно с «Вендетты». Там есть проигрыш перед последним припевом и вроде бы ничего особенного, я даже специально переслушал – ну барабаны и бас и немного гитары, но всё настолько на своих местах, настолько уместно, что звучит идеально.



София, 33 года

Ну что ж. С уверенностью могу сказать, что мой самый любимый сборник песен (так вообще говорят?) Земфиры это «Прости меня моя любовь».
Я визуал, и обложка альбома казалась мне в то время «по-купчински» родной.

Этот альбом пришелся на мои поездки в академию, я тогда все время его слушала в метро и идучи пешком по Невскому – ощущения были самые наиприятнейшие. Какие-то нежнейшие переливы и иногда даже желание поплакать. Всяческие чувства типа жалости, сопереживаний и сожалений.

Именно «ПММЛ» я послушала спустя год после отбытия в другую страну и все оттягивала этот момент, боясь неизвестно чего. Когда все же включила одна дома, то мне даже плакалось от всяких нахлынувших воспоминаний и чувств из Петербурга, связавшихся в моей голове через музыку и тексты этого альбома.

Когда я слушаю, я вижу какие-то цветные ситуации в голове. И вот тут эти «картинки» наиболее красивые. Какие то сине-зеленые шелковые полоски, черные клечатые тени, и все это так красиво, что я немного ликую.

Не знаю, что еще сказать. Сложно избежать пошлости, описывая свои ощущения. Но да, мне очень хорошо от 5-го, 12-го и 13-го треков.



Владлена, 32 года

Когда вышел «ПММЛ», мне было 14 лет и я жила у бабушки в приморском городке, где происходило холодное ничего. Зима была долгой и не кончалась никогда – тот серый балтийский апрель выглядел так же, как обложка кассеты. Сейчас я знаю, что на фото Магнитогорск, а тогда была уверена, что Лондон – потому что туман.

Первый альбом вышел слишком рано для меня и показался каким-то несерьезным, тем более что я не понимала половины референсов, со вторым произошел срост сразу. Той зимой я первый раз влюбилась по-взрослому, гормонально – а по телевизору крутили видео на «Искала» и «Хочешь?».

Есть хорошая шутка: «Мне жаль, что сейчас все детские шоу – отстой, а не такие крутые, как в твоем детстве, когда ты был маленький и у тебя было воображение». С музыкой так же – не представляю, как нужно исполнить и какой текст про любовь, чтобы он зацепил меня в 32 так, как «ПММЛ» тогда.

Таких женщин в русском роке еще не было – старшеклассники слушали Янку и Умку, «Ночные Снайперы» еще не появились, а когда появились, были слишком театральными, на мой детский вкус. Нужен был друг – кто-то, кто уже прошел через все, что тебе только предстоит, и говорит об этом с тобой. Когда я слушала «ПММЛ», у меня было ощущение, что Земфира садится рядом со мной на корточки и протягивает руку – смотри, сейчас тебе кажется, что твой опыт уникален, но это не так – я выжила и ты сможешь.

Тексты – хорошо, но было приятно слушать, как их поют, а не бубнят под акустику. Вокал Земфиры был одновременно достаточно приземленным, чтобы подпевать с подругами, и при этом таким крутым, что она могла интонировать мельчайшие оттенки эмоций, не напрягаясь вообще. Насколько сильным он мог быть, становилось понятно на «Не отпускай» и живых выступлениях, которые иногда показывали по ОРТ.



Еще запомнились неожиданные синтезаторы в духе Рэя Манзарека и боссанова-ритмы. Понятно, что это был скорее эксперимент на тот момент, но зацепило – не слышала такого до нее. Бонусом на пиратской кассете были «Небо Лондона» и «Трафик» – второй трек только намечал мостик между первыми двумя альбомами и более электронным звуком «Четырнадцати Недель Тишины». До сих пор мой любимый трек – многослойный, с по-хорошему эпичным припевом и отличным, но не перегруженным продакшном.

Дальше продакшена станет больше, тексты станут сложнее, вокал более вкрадчивым – а пока что я сижу на подоконнике перед классным часом зимой, из рам торчит синтепон, а в наушниках песня про сигареты, которые я еще не пробовала курить.

Руст Киреев, главный музыкальный редактор канала MTV Россия

Выбрать одну любимую пластинку Земфиры сложно – в каждом её альбоме есть одна, две, три песни, которые меня трогают. Скажу больше, Земфира до сих пор мой любимый женский голос на нашей сцене. Но если уж надо выбирать, то я назову второй альбом «Прости меня моя любовь».

Во-первых, он вышел практически сразу после первого альбома и его условно можно назвать второй частью дебютной пластинки – не успели мы затереть до дыр первую «Земфиру», как нам тут же добавили сверху ещё кучу хитов. Во-вторых, это песни, сочиненные до всероссийской славы – в них чистота голоса и невинность текстов, нет ещё московского снобизма, который появится позже. В-третьих, на обложке этого альбома – атмосферное фото города Магнитогорска, в котором я родился и вырос.

Мне было 18, когда вышел этот альбом, переход из детства во взрослую жизнь случился под песни Земфиры – неудивительно, что я до сих пор с большой теплотой отношусь к этой певице, оказавшей на меня большое влияние своими текстами, настроением и историей успеха.

«Если мне хочется – сбудется» – до сих пор мой девиз по жизни.

Не держи это в себе!

Вход
регистрация
Забыли пароль?

восстановление пароля

Введите почту, к которой привязан ваш аккаунт и мы отправим на нее пароль