ЩЕГОЛ: ПОЧЕМУ ЭКРАНИЗАЦИЯ НЕ УДАЛАСЬ

Большинство зрителей уже так решило: «Щегол» вошел в десятку худших кинопремьер в США по сборам за последние 30 лет. Это более чем удивительно для экранизации популярного романа, который читали, кажется, все: «Щегол» переведен на 30 языков, это книга года-2013 по версии Амазона и Пулитцеровская премия-2014. Аудитория была подогрета как следует, студия Warner Bros мгновенно выкупила права на экранизацию, выкатила ее, пока аудитория не остыла, и – громкий провал.



Возможно, фильм сделал бы кассу больше, если бы не интернет: сегодня критики смотрят премьеру первыми и выкатывают свой вердикт еще до того, как кино выходит в широкий прокат, определяя сборы. Первые рецензии на «Щегла» выглядят так:

«Пустышка и гротеск. Вместо того, чтобы исследовать трагедию осмысленно, этот фильм выдает мутную проповедь» – Мэтт Голдберг, Collider

«Раздутая заявка на премию «Оскар». Из любимого романа сделали безжизненный фильм» – Дейв Эрлих, IndieWire

«Это скованная птица, настолько жестко привязанная к своему исходному материалу, что ей некуда деваться» – Стефания Закарек, TIME



Можно было бы спорить, что высоколобые критики просто не вкурили простую человеческую историю, но рейтинг «Щегла» на портале Metacritic – 40%, что немного, но все же лучше зрительского на Rotten Tomatoes – 25%.

Разберем главные претензии к фильму без спойлеров:

ЛУЧШЕ БЫ СДЕЛАЛИ СЕРИАЛ

Вполне понятный аргумент – в оригинальном романе 800 страниц, которые охватывают половину жизни главного героя и большое количество равно важных персонажей. Попытка впихнуть невпихуемое раздробила стройное повествование на кубики, самые важные из которых кое-как составлены вместе. В результате этой операции фильм структурно рушится на несколько кусков, каждый из которых мог бы стать отдельным фильмом – например, даже самые суровые критики хвалят первую часть, о детстве Тео и его дружбе с Борисом. Многие отмечают, что дети-актеры играют лучше взрослых коллег, исполняющих те же роли: Финна Вулфарда мы уже знаем и любим по «Очень Странным Делам» и «Оно», а фрешер Оакс Фигли в роли маленького Тео стал приятным сюрпризом.




МИСКАСТ

Оакс Фигли играет Тео-подростка, Энсел Элгорт – взрослого, и тут фильм начинает заметно проседать. Добрая часть романа держится на внутренней жизни разрываемого болезненными эмоциями, но замкнутого и потому внешне спокойного Тео. Хорошие актеры под чутким руководством режиссера играют такое лицом, остальные – как Кристен Стюарт в «Сумерках». Энсел Элгорт – хороший комедийный актер («Малыш на драйве»), но в «Щегле» что-то критически не сработало. Возможно, в будущем другой режиссер вытащит из него бриллиант, как это случилось с Кристен Стюарт, пока что его роль в «Щегле» – катастрофа и для карьеры, и для зрителей.



РЕЖИССУРА

Джон Краули – не самый известный ирландский кинодел, на счету которого пока инди-драма «Boy A» с Эндрю Гарфилдом, камерная мелодрама «Бруклин» и третий сезон «Настоящего Детектива» (который без Макконахи). Его муза местами похожа на музу Джо Райта и карьера могла бы пойти по тем же рельсам («Искупление», «Черное Зеркало»), если бы не «Щегол».

Большие студии любят таких режиссеров-середнячков: с одной стороны, достаточно опытные и могут работать с большими актерами, а с другой – легко заменимы, если их творческие амбиции вступят в конфликт с продюсерским видением готового продукта. Продукт, в итоге, и получился: в «Щегле» нет ничего, что бы делало его «фильмом Краули». Есть «фильмы Тарантино», «фильмы Оливера Стоуна» и даже «фильмы Сарика Андреасяна» – а «Щегол» запомнится только кассовым провалом.

Не держи это в себе!

Вход
регистрация
Забыли пароль?

восстановление пароля

Введите почту, к которой привязан ваш аккаунт и мы отправим на нее пароль