К сожалению, Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, установите один из предложенных веб-браузеров

Сто лет революций: инструменты, которые изменили поп-музыку

Задумываетесь ли вы, слушая очередного фрешмена, что стоит за его звуком? За ним стоит команда инженеров и музыкантов — и иногда они совмещают эти функции для совершения фантастических открытий. Попробуем вспомнить самые знаковые инструменты, повлиявшие на историю современной поп-музыки:

Терменвокс

Первый массовый электромузыкальный инструмент, который показал, что музыка не обязана исполняться исключительно на скрипках и роялях. Управлять терменвоксом было сложно (в основном на нем записывали всяческие спецэффекты, если вы слышали классический звук появления летающих тарелок — это оно), так что его быстро модифицировали в более простые для исполнителя «Волны Мартено». Их использовал и академический композитор Оливье Мессиан, и — уже почти в наше время — участник Radiohead Джонни Гринвуд.



Электроорган Хаммонда

Инструмент, принесший электронное звучание в дома простых людей — его зачастую покупали для любительского музицирования, как более технологичный аналог пианино. Электроорган — это еще не полноценный синтезатор (звук в нем получается электромеханическим, а не чисто электронным способом), но важный шаг к признанию синтетического звука массовым слушателем. А еще он повлиял на блюз, соул, госпел и прочие важные для музыкальной истории жанры и стили. 



Электрогитара

Ну, например, Fender Telecaster, который стал первой массовой цельнокорпусной электрогитарой. Вообще со съемом гитарного звука с помощью магнитных звукоснимателей экспериментировали еще джазмены, но именно гений Лео Фендера помог миру изобрести рок-н-ролл и все, что было за ним. Говоря об электрогитаре, всегда нужно держать в уме, что революцию она сделала не одна, а вместе с гитарными усилителями, которые за несколько десятков лет прошли путь от небольших ящиков, предназначенных просто для усиления звука, и до рычащих и визжащих металлических монстров.



Moog Minimoog

Один из первых компактных синтезаторов — так, чтобы его можно было принести на концерт или в студию. До него все «Муги» были здоровенными гробами с кучей проводов, а тут — элегантный деревянный корпус и жирный звук, не устаревший до сих пор.



Шаговые секвенсоры

Секвенсор — устройство, управляющее другим инструментом и сообщающее ему, какие ритмические и мелодические фразы надо играть. Прототип секвенсоров — механические пианино и прочие устройства. Современную форму секвенсоры получили в 50-70-е годы и далее. Частный случай — арпеджиатор, то есть устройство, которое «гоняет» звуки по заданной гамме.



Fairlight CMI

Мощнейшая (по меркам 1979 года, да и по теперешним) рабочая станция, объединившая синтезатор, секвенсор, семплер и кучу всего еще. Помимо всего прочего, CMI сформировала понятие о цифровом рабочем пространстве. По сути, любой продюсер — профессиональный или «домашний», работающий во Fruity Loops, или Pro Tools, или Ableton — до сих пор пользуется наследием CMI.



Roland TR808

Классическая драм-машина, которая вышла в 1980 году, а уже через 3 года была снята с производства. В те годы она воспринималась бесполезным хламом, поэтому дешево стоила на вторичном рынке, что и привлекло к 808 продюсеров зарождающегося детройтского техно, а также прочих маргинальных музыкантов. В итоге инструмент стал культовым, а очередной пик славы он переживает прямо сейчас, когда трэп-продюсеры добывают из бас-бочки TR-808 свои знаменитые басы. Ну и про «808s & Heartbreak» от Канье забывать не будем.



Yamaha FM7

Звук поп-музыки 80-х годов. Yamaha выпустила свой синтезатор в 1983 году по не особо низкой, но и не космической цене — чуть меньше двух тысяч долларов — и он сразу занял свое место в саунде десятилетия. Басовые партии, лиды, колокольчики и ПИАНИНКА — все эти тембры очень плотно застревают в ушах и по сей день.



Автотюн

Эксперименты с цифровым понижением и повышением тона звука в реальном времени начались в 80-е— тогда вышел целый ряд мощных процессоров-гармонайзеров. Однако революцию произвела фирма Antares, в 1997 году выпустившая прибор Auto-Tune. Первоначально он предназначался для коррекции неточного интонирования певца, но продюсеры быстро оценили его творческий потенциал — корректировка тона вносит характерные «неземные» тона в голос. Первой популярной песней с таким использованием эффекта считается «Believe» от Сher. Благодаря трэпу и смежным стилям автотюн сейчас везде и всюду.



Контроллеры для Ableton live

Видели эти штуки с бегающими светящимися квадратиками? Самый известный из них — Novation Launchpad — вышел в 2009 году. Никогда еще запуск семплов и лупов с компьютера не был таким эффектным.

По теме